12/05/2017

Интересы промышленности под надежной защитой

 

Одним из достижений прошедшей в Женеве Конференции Сторон Базельской, Стокгольмской и Роттердамской химических конвенций (http://www.brsmeas.org/)
Российская делегация считает решения "в отношении декабромдифенилового эфира ( ДекаБДЭ  )  и короткоцепных хлорированных парафинов (ХПКЦ). Это позволит в случае необходимости продолжить использование данных веществ в определенных областях, имеющих большое значение для российской науки и промышленности, а также разработать безопасные альтернативы" (http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=342618).

Можно ли считать эти решения действительно отвечающими интересам России?

Делегаты значительно расширили список исключений, предложенный Комитетом экспертов, и предоставили периоды времени, намного превышающие пятилетний период, указанный в Конвенции. Исключения для ДекаБДЭ включают части в новых автомобилях, самолетах, текстильные изделия, пенополиуретан для изоляции зданий и пластмассы, корпусные детали, используемые в бытовых приборах для отопления, утюги, вентиляторы и нагреватели. Например, использование ДекаБДЭ   разрешено в новых автомобилях и запасных частях в течение почти 20 лет до 2036 года. Текст, позволяющий использование ДекаБДЭ   в самолетах, умело скрывает тот факт, что производство, вероятно, продолжится до 2050 года, а использование - до 2100года. «Боинг» четко заявил, что это исключение не требуется. 

Чьи же интересы защитили делегаты? Похоже, исключение для частей самолетов стало результатом давления со стороны аэрокосмической промышленности ЕС. 

А вот для россиян увеличение срока, разрешающего использование ДекаБДЭ в товарах, будет означать большее количество отходов, содержащих это опасное вещество, и больше новых товаров, изготовленных из переработанных отходов. Последние исследования, проведенные неправительственными организациями, показали присутствие ДекаБДЭ в пластмассовых игрушках, изготовленных из переработанного пластика (http://ipen.org/news/press-release-recycling-contaminates-plastic-children%E2%80%99s-toys-toxic-chemicals-electronic-waste).

Правительства добавили ХПКЦ в список Стокгольмской конвенции, но включили большое число исключений, хотя Комитет экспертов не рекомендовал ни одно из них. В перечисленные исключения вошли «вторичные пластификаторы в гибком поливинилхлориде, за исключением игрушек и детских товаров», что отражало обеспокоенность по поводу присутствия ХПКЦ в продукции для детей. Тем не менее, неправительственные организации обнаружили ХПКЦ в изделиях из ПВХ, которые многие страны не будут относить к игрушкам или товарам для детей. К ним относятся сапоги и тапочки из ПВХ, а также обои (http://ipen.org/news/press-release-children%E2%80%99s-toys-contaminated-toxic-industrial-chemical-recommended-global). 

Принято решение о включении четырех новых веществ в список Роттердамской конвенции. Еще по четырем веществам решение заблокировано
Правительства приняли решение включить в список Конвенции карбофуран, трихлорфон, ХПКЦ и ТБТ, с тем чтобы они были подвергнуты процессу предварительного обоснованного согласия. Однако в список не вошли карбосульфан, хризотиловый асбест, фентион и паракват. Решение по ним было заблокировано небольшим числом стран, несмотря на тот факт, что Роттердамская конвенция не запрещает импорт веществ. От экспортеров требуется только уведомлять страны-импортеры об опасности данных веществ и получать разрешение на ввоз. Индия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Сирия и Зимбабве заблокировали решение о включении хризотилового асбеста в список Конвенции. Чили, Гватемала, Индия и Индонезия заблокировали аналогичное решение по параквату.

Все страны согласились с тем, что вещества –кандидаты в список Конвенции соответствуют ее критериям для включения в перечень. Это означает, что небольшая группа противоборствующих стран и влиятельные представители промышленности ставят свои собственные экономические и торговые интересы выше здоровья и благополучия глобальной окружающей среды и ее жителей.

Все новости