В мире все больше стран заявляют о планах в ближайшие 10-20 лет полностью отказаться от использования угля для производства электроэнергии. В последние годы отворачиваться от угля стали и крупнейшие международные банки и фонды. Они сокращают капиталовложения или полностью изымают свои средства из угольных проектов. Инвесторы осознают, что угольный бизнес не только «грязный», но и чрезвычайно рискованный в плане экономических потерь.
В то же время согласно данным СМИ, с начала 2016 года таджикскими угольными предприятиями было добыто 1 млн. 114 тыс. тонн угля, а по данным министерства промышленности и новых технологий, в настоящее время в республике более 200 предприятий используют в качестве топлива уголь. Правительство Таджикистана намерено до 2020 г. повысить уровень производственных мощностей угольной промышленности до такого уровня, чтобы обеспечить не только внутренние потребности, но и экспорт угля и угольной продукции за рубеж.
«Важно понять, что в нынешних условиях речь идет не о «точечном» применении угля, а о масштабном переходе экономики на уголь – две совершенно разные категории. Поддержка широкого развития угольного сектора в Таджикистане будет затормаживать формирование «зеленой» экономики в республике. Это может «подсадить» республику на грязное топливо на последующие 30-40 лет. Уголь начнет «перетягивать» финансовые средства, которые можно было бы мобилизовать и направить на проекты и программы по энергосбережению, развитию альтернативных источников энергии и другие «зеленые» инициативы, которые бы могли создать не меньше рабочих мест и при этом переориентировали бы экономику на повышение эффективности использования возобновляемых природных ресурсов и технологическое перевооружение. Неэффективная экологическая политика, отсутствие жесткого экологического контроля, наличие высокого уровня коррупции и отсутствие прозрачности в совокупности могут стать благодатной почвой для «экспорта» загрязнения (переноса грязных технологий и предприятий) в нашу республику отдельными корпорациями или государствами. Ответственные лица в правительстве должны руководствоваться долгосрочными целями по устойчивому развитию республики, а не решать проблемы временно, передавая весь тяжкий груз последствий таких решений «в наследство» новому поколению», - считает Тимур Идрисов , независимый эксперт в области охраны окружающей среды.
Решение широкомасштабного развития угольной энергетики принято в Таджикистане накануне вступления в силу Минаматской конвенции по ртути, первая конференция Сторон которой намечена на сентябрь 2017 года. Конвенция устанавливает требования внедрять наилучшие доступные технологии на новых угольных электростанциях, которые позволят снизить выбросы ртути в атмосферу. Однако под новыми угольными электростанциями подразумеваются те, которые будут построены после вступления Минаматской конвенции в силу для конкретной страны. Судя по планам развития угольной отрасли, правительство Таджикистана в ближайшее время не намерено ратифицировать Минаматскую конвенцию.
Отметим, что выбросы ртути от сжигания угля для отопления жилых и торговых помещений, для приготовления пищи и выбросы из других аналогичных источников оценивают на уровне примерно 20 процентов от общих глобальных антропогенных выбросов ртути. При использовании угля для отопления происходят также выбросы парниковых газов в окружающую среду. Кроме того, при этом происходят выбросы других опасных загрязнителей, вносящих существенный вклад в местное загрязнение воздуха и вызывающих респираторные и другие заболевания. Соответственно, меры для продвижения и обеспечения замены угольных печей и котлов менее загрязняющими отопительными устройствами может не только сократить глобальное ртутное загрязнение, но также поможет сократить глобальные выбросы парниковых газов и опасное местное загрязнение воздуха.
По информации:
http://leworld.org/index.php/novosti/1096-ugolnaya-promyshlennost-rt-chastnye-mneniya
http://www.ipen.org/documents/ngo-introduction-mercury-pollution-and-minamata-convention-mercury
Все новости
|