24/09/2016

Решения комитета экспертов Стокгольмской конвенции

 

Сегодня, 23 сентября, в Риме завершилось 12-ое заседание Комитета по рассмотрению новых веществ Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (КРСОЗ). Эксперты приняли ряд важнейших решений, которые должны привести к последующему запрету четырех токсичных веществ:

1.      КРСОЗ согласился с тем, что перфтороктановая кислота (ПФОК), известная как «тефлоновый химикат», отвечает всем критериям, необходимым для принятия глобальных действий в рамках Стокгольмской конвенции – международной конвенции, запрещающей производство и использование наиболее опасных химически х веществ, относящихся к стойким органическим загрязнителям.

 

КРСОЗ подтвердил, что ПФОК представляет опасность для иммунной системы человека и связан с раком почек и яичек, болезнями щитовидной железы, повышенным холестеролом, гипертензией беременных. Эксперты  пришли к выводу, что ПФОК не разлагается в окружающей среде и переносится на большие расстояния, накапливаясь в организмах животных и представляя угрозу пищевой цепи. КРСОЗ пришли к выводу, что безопасная концентрация ПФОК в окружающей среде невозможна.

 Решение, принятое КРСОЗ, подтверждает, что ПФОК представляет угрозу здоровью людей и окружающей среде. По мнению Международной сети по ликвидации СОЗ (IPEN), производители фтористых соединений и те, кто их поддерживает, не смогут более прятаться за грифом секретности и обманывать людей. Пришло время отвечать за безответственное производство и использование этого опасного вещества, очищать загрязненные территории и компенсировать ущерб, нанесенный здоровью людей.

В следующем году КРСОЗ проведет оценку ПФОК, что включает поиск альтернатив и возможностей управления риском, включая рекомендации КРСОЗ Конференции Сторон Стокгольмской конвенции по включению ПФОК в список данного соглашения.

2.      Рекомендации по глобальному запрету токсичных пламегасителей

 

В прошлом году КРСОЗ согласился рекомендовать полный запрет на производство и использование декабромированного дифенилового эфира (DecaBDE). Этот токсичный пламегаситель широко используется в производстве электрического оборудования и остается в электронных отходах. Однако в этом году КРСОЗ, под давлением автомобильной промышленности Евросоюза и Канады согласился с включением плохо оправданных исключений, которые позволят продолжить производство и использование этого опасного вещества.  Представитель правительства Великобритании предложил включить исключения на использование DecaBDE в производстве военной техники, однако, в последствии снял это предложение, так как IPEN обвинил его в сговоре с промышленным лобби.

 

По мнению IPEN, исключения, принятые КРСОЗ – пример злоупотребления положениями Стокгольмской конвенции особенно в том случае, когда широко доступны безопасные. альтернативы. Производство и использование DecaBDE должны быть полностью запрещены, а основные силы направлены на решение проблем накопления электронных отходов, содержащих это вещество, в развивающихся странах.

 

3.      Рекомендации по глобальному запрету хлорированных парафинов с короткой цепочкой (ХПКЦ)

После многолетних обсуждений КРСОЗ все-таки рекомендовал глобальный запрет на производство и использование ХПКЦ. Ни одно другое химическое вещество, обладающее свойствами СОЗ, не производилось в таких объемах как ХПКЦ. Они представляют собой вещества, нарушающие работу эндокринной системы человека, и в высоких концентрациях присутствуют в товарах из ПВХ, включая товары для детей (игрушки, костюмы, наклейки). Воздействие ХПКЦ связывают с возникновением раковых заболеваний. Они обнаружены в организмах животных, играющих ключевую роль в питании коренных народов Арктики. Существуют более безопасные химические и нехимические альтернативы ХПКЦ.

 4. Решениепринятое по дикофолу

Дикофол – пестицид, в производстве которого используется DDT. Дикофол обнаружен в грудном молоке и крови человека, детском питании, яйцах, фруктах, овощах. Это очень токсичное вещество, приводящие к нарушениям репродуктивной системы. Доказано, что дикофол нарушает работу эндокринной системы человека и является возможным канцерогеном. КРСОЗ согласился с необходимостью принятия глобальных действий в отношении этого вещества. 

5.      КРСОЗ не принял решение по гексахлорбутадиену (HCBD)

HCBD непреднамеренно образуется в ходе промышленных процессов, включая сжигание отходов и производство некоторых хлорированных химикатов и магния. В 2015 году Китай заблокировал решение по добавлению HCBD в ту часть Стокгольмской конвенции, которая рассматривает вопросы непреднамеренного производства СОЗ, требуя большей информации по данному веществу. Эксперты КРСОЗ собрали необходимые данные, подтверждающие актуальность глобальных действий по HCBD, однако, пока не смогли добиться принятия рекомендаций для действий в рамках Конвенции.

Более подробная информация о работе КРСОЗ размещена здесь: http://www.ipen.org/conferences/poprc

Все новости