05/08/2013

ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ К ЗАЩИТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ В РОССИИ



Экологические преступления в Челябинской области сегодня носят латентный характер, и крайне редко виновники, в основном промышленные гиганты, получают по заслугам. Между тем 90% пороков сердца у детей возникает из-за грязного воздуха. Помочь в борьбе с источниками выбросов может перераспределение функций по экологическому контролю с федерального уровня на региональный и создание экологической полиции. К такому выводу 29 июля пришли участники круглого стола по защите экологических прав граждан. Подробности – в материале Chelyabinsk . ru .

Экологические проблемы и права должны находиться у общества и власти не на втором плане, как это происходит сейчас, а на первом, считает председатель общественного фонда «За природу», руководитель аппарата челябинского отделения Ассоциации юристов России Андрей Талевлин.
«Отношение общества и власти к защите экологического права сегодня является неприемлемым, – сказал Андрей Талевлин. – Мы привыкли думать, что экология на втором плане. Это очень большая проблема».
 
О том, что вопрос требует скорейшего решения, в первую очередь заявили представители медсообщества. Так, директор Евро-Азиатской ассоциации ангиологов и сосудистых хирургов Денис Борсук рассказал, что 90% пороков сердца у детей возникает из-за проблем с экологией.
«Сердечно-сосудистые заболевания находятся на первом месте среди медицинских причин смертности. От проблем с сердцем умирает 57% взрослых южноуральцев. Их развитию как раз таки способствуют в том числе экологические факторы, – отметил Денис Борсук. – В частности, повышенное артериальное давление, это доказано, появляется от плохого воздуха».

Врач-онколог областного клинического онкологического диспансера Марина Миронченко также признала, что загрязнение воздуха является большой бедой для Челябинска. Смертность от рака, основной причиной которого является плохая экология, находится на втором месте после смертности от проблем с сердцем.

По данным начальника отдела надзора по коммунальной гигиене Роспотребнадзора Галины Романовой, от 53% до 60% всех выбросов приходится на автомобили. Остальное – на промпредприятия.

«Рак кожи – самое распространенное онкозаболевание на Южном Урале», – заключила Марина Николаевна.
«Количество жалоб, поступающих к нам и в органы государственной власти Челябинской области на ухудшение состояния здоровья из-за выбросов вредных веществ, постоянно увеличивается, – заявил уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. – Необходимость что-то менять назрела давно».

По мнению Андрей Талевлина, основная проблема в постоянном увеличении количества выбросов заключается в том, что у регионов нет рычагов влияния на своих загрязнителей.

По мнению специалистов, Южному Уралу сегодня также необходимы санитарно-защитные зоны промышленных узлов, а не отдельных предприятий. Но этого не позволяет сделать федеральное законодательство.

«Регионы сейчас вообще не могут заниматься экологическим контролем, все эти функции централизованы, – объяснил он. – Это надо исправлять. Регионы просто обязаны занимать более активную позицию по внесению изменений в экологическое законодательство, поскольку у нас уже около 10 лет изменения в эти законы направлены на деэкологизацию. Это в чистом виде лоббирование интересов олигархических структур, тесно сращенных с властью. Регионам нужно больше возможностей в решении экологических проблем».

В частности Андрей Талевлин уверен, что каждый субъект РФ должен сам устанавливать нормы по выбросам, так как власть на местах знает примерно, кто и сколько чадит в воздух. Сейчас же этим занимается федерация. Также необходимо создавать региональные системы мониторинга выбросов вредных веществ. А сейчас мониторинг, который находится в руках федерального Росприроднадзора, ведется крайне неэффективно.

«У нас на город-миллионник восемь постов мониторинга, которые были установлены еще 20 лет назад. И измеряют они 10 веществ. А загрязняющих, опасных для здоровья веществ сейчас сотни, – сказал Андрей Талевлин. – Кроме того этот мониторинг не позволяет ответить на вопрос, кто именно из промпредприятий повинен в том или ином загрязнении».
 
Андрея Талевлина полностью поддержал челябинский природоохранный прокурор Анатолий Екимов. По его мнению, невозможность оперативно предоставить доказательства того, что конкретный завод виноват в определенном выбросе, делает расследование таких экологических преступлений делом крайне сложным.

«До суда такие дела довести сложно, к тому же нас в надзорной деятельности ограничивает федеральное законодательство по защите бизнеса (294-й федеральный закон. – Прим. автора), – отметил прокурор. – Необходимо модернизировать ведомственный контроль. Назрел вопрос о внесении изменений в законы об охране окружающей среды».

74.ru  в ходе опроса выяснил мнение горожан об инициативе создания экологической полиции. На 18:20 понедельника, 29 июля, голоса распределились следующим образом: «Да, нужен. Только специалисты способны решить экологические проблемы» – 48,4% «Нет. Вполне хватает профильных министерств и ведомств» – 4,8%. «Это популистская инициатива, которая ни к чему не приведет» – 45,2%. «Меня не волнует эта проблема» – 1,6%.  
Солидарен с прокурором оказался и заместитель руководителя регионального управления Росприроднадзора Юрий Чаднов, признав, что ведомственный контроль просто необходим.

Эксперты сошлись во мнении, что даже усилением мониторинга ситуацию не исправить. Нужен рычаг, который позволит оперативно выявлять конкретных нарушителей и привлекать их к жесткой ответственности, вплоть до приостановления деятельности. Заняться выявлением и расследованием таких преступлений может экологическая полиция – с соответствующей инициативой о внесении изменений в отдельные законы готовы выступить общественники.
«Нам необходима экологическая полиция: позвонил на пульт 02, сообщил о выбросе в конкретном месте, на место тут же выехал наряд со специальным инструментарием, – заявил Алексей Севастьянов. – Полиция зафиксировала нарушение, и началось расследование в отношении конкретного загрязнителя. При этом не нужно никаких согласований по закону о защите бизнеса, это будет проверка по заявлению о преступлении».

Как должно выглядеть и работать такое подразделение, спикеры пока не определились, но они уверены, что работа органа будет эффективной.
Министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Александр Галичин также признал необходимость совершенствования механизма экологического контроля. «Картина, которую показывают сами предприятия о проводимых работах по экологическому контролю, не соответствует действительности, – заявил министр. – Не все мероприятия выполняются промышленниками в полном объеме, не все так хорошо, как в их отчетах на бумаге».

Источник: http://chelyabinsk.ru/text/news/682886.html

Все новости