11/06/2011

ПОЗИЦИЯ АЛЬЯНСА РОТТЕРДАМСКОЙ КОНВЕНЦИИ (ROCA) ПО ПОДГОТОВКЕ К КС-5 РОТТЕРДАМСКОЙ КОНВЕНЦИИ



Предлагаем вашему вниманию окончательную версию Позиции Альянса Роттердамской конвенции (ROCA) по подготовке к пятой Конференции Сторон Роттердамской конвенции


Роттердамская конвенция была принята в 1998 г. и вступила в силу в 2004 г. Эта конвенция готовилась как инструмент для обеспечения предварительного обоснованного согласия (ПОС) стран, импортирующих опасные химические вещества и пестициды. Конвенция была разработана в связи с глобальной проблемой опасных химических веществ, оказывающих негативное воздействие на здоровье населения и вызывающих загрязнение окружающей среды, причем известно об этой проблеме недостаточно. Информация - это ключевое слово Роттердамской конвенции. В настоящее время насчитывается 143 стороны конвенции (т.е. стран, которые ее ратифицировали).

Из сотен опасных химических веществ, которые регулируются в различных странах, к настоящему времени процедура ПОС распространяется только лишь на 40 химических веществ. Хотя Роттердамская конвенция является юридически обязывающим инструментом, некоторые стороны применяют отдельные ее ключевые положения неадекватно, нарушая традиционное международное правило добросовестного исполнения. Кроме того, некоторые ключевые положения конвенции ее сторонами не применяются, а отсутствие контроля соблюдения приводит к бесконечному процессу анализа и оценки опасного воздействия давно известных опасных веществ и продуктов на здоровье человека и на окружающую среду.

НПО-наблюдатели стремятся сделать Роттердамскую конвенцию эффективным юридически обязывающим инструментом, которым она и должна быть.

На третьей Конференции сторон (КС-3) в 2006 г. Комитет по рассмотрению химических веществ конвенции (КРХВ) впервые выдвинул рекомендацию по включению нового вещества в перечень опасных веществ конвенции. Этим веществом был хризотиловый асбест. Ранее опасные вещества уже включались в перечень Приложения III к конвенции, но это делали на основе добровольного соглашения. В перечень конвенции уже были ранее добровольно включены, например, другие виды асбеста (крокидолит, актинолит, антофиллит, амозит и тремолит). Впрочем, этими веществами в мире уже давно не торгуют.

На КС-3 несколько стран экспортеров/потребителей асбеста, возглавляемые Канадой и поддержанные Индией, Ираном, Кыргызстаном, Перу и Украиной, отказались дать согласие на утверждение рекомендаций КРХВ по хризотиловому асбесту. На КС-4 в 2008 г. рекомендация КРХВ по включению в перечень конвенции хризотилового асбеста была предложена еще раз, вместе с рекомендациями по включению в этот перечень трибутилолова и эндосульфана. Рекомендации по включению эндосульфана и хризотилового асбеста были заблокированы. На сей раз ведущую роль в решении заблокировать включение хризотилового асбеста сыграли стороны из числа стран региона Восточной Европы и Центральной Азии (в частности, Украина и Кыргызстан).

К настоящему времени была принята только рекомендация о включении в список трибутилолова.

Такой отказ в реализации предусмотренных конвенцией прав привел к кризису. Рекомендации КРХВ не были приняты и страны оказались в серьезной ситуации: под сомнением оказалась приверженность Сторон делу обеспечения объективности и независимости КРХВ и работы его экспертов. Для сохранения независимости КРХВ и предотвращения дальнейших угроз для его деятельности, КС-5 Роттердамской конвенции следует обеспечить успешное включение в список конвенции рекомендуемых веществ.

Стороны, которые принимали участие в переговорах по Роттердамской конвенции, стремились расширить и существенно улучшить информационные потоки путем установления механизма "права знать", который дает развивающимся странам ценную информацию, предупреждающую их о проблемах воздействия определенных опасных химических веществ и пестицидов на здоровье человека и на окружающую среду. Основываясь на информации, представленной сторонами-экспортерами, страны имеют право запрещать импорт химических веществ, на которые распространяется процедура ПОС.

Конвенция рассчитана на достижение следующих результатов:
1. Дать сторонам больше информации о проблемах воздействия на здоровье человека и на окружающую среду тех химических веществ, которые проходят процесс рассмотрения в КРХВ и/или включены в перечень Приложения III;
2. Предотвратить нежелательный импорт опасных химических веществ, подлежащих процедуре ПОС;
3. Улучшить регулирование химических веществ, особенно в развивающихся странах;
4. Стимулировать поиск более безопасных альтернатив, включая интегрированный контроль вредителей.

Роттердамская конвенция - это уникальное юридически обязывающее соглашение, которое продвигает право стран на информацию путем передачи соответствующих данных об экологической опасности. Хотя Роттердамская конвенция не предусматривает целей запрета химических веществ (как это делает Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях), но она все же является важным международным информационным инструментом, который дает развивающимся странам четко определенное право защищать себя от воздействия опасных химических веществ при помощи процесса ПОС. Участникам КС-5 следует воспользоваться возможностями для поддержки целей Роттердамской конвенции, принять рекомендации КРХВ и предоставить механизм, позволяющий странам принимать решения, основываясь на предварительном рассмотрении объективной информации.

Поддержка эффективного процесса рассмотрения химических веществ
Механизм включения химических веществ в список подлежащих процедуре ПОС изложен в Статье 22 конвенции, а работа КРХВ регулируется Статьей 18.

Химические вещества включаются в список Приложения III к Роттердамской конвенции по решению КС, на основе рекомендаций КРХВ и в соответствии с параграфом 5 Статьи 22, который предусматривает, что решения о дополнении Приложения III должны приниматься консенсусом. На КС-3 и КС-4, в результате злоупотребления этим подходом небольшим числом Сторон было заблокировано включение хризотилового асбеста и эндосульфана в Приложение III. Это был прискорбный прецедент, который существенно повлиял на перспективы дальнейшей эффективности конвенции и подрывает работу КРХВ. Развивающимся странам и странам с переходной экономикой отказали в праве принимать обоснованные решения об этих химических веществах.

Наши сторонники настоятельно рекомендуют Сторонами сохранить целостность конвенции на КС-5.


Дополнение процедурных правил для принятия решений о включении химических веществ в перечень Приложения III большинством в 2/3 голосов в отсутствие консенсуса

Для разрешения проблемы отсутствия на КС-5 консенсуса по химическим веществам, рекомендованным КРХВ для включения в перечень Приложения III, КС-5 следует:
● Принять подход, включающий внесение изменений в процесс принятия решений по включению химических веществ в список Приложения III к конвенции. Процесс принятия решений о включении химических веществ в список Приложения III должен следовать параграфам 3 и 4 Статьи 22 - т.е. подходу, который используется для других приложений к конвенции.
● Рекомендовать сторонам ускорить ратификацию таких дополнений к процессу принятия решений, чтобы добиться их вступления в силу ко времени проведения КС-6.
● Поддержать удаление квадратных скобок во втором предложении параграфа 1 правила 45 в Процедурных правилах КС, чтобы сделать возможным принятие решений большинством в две трети голосов если "исчерпаны все усилия по достижению консенсуса", открыв, таким образом, возможности для эффективной реализации конвенции в соответствии с ее первоначальным замыслом.



Включение рекомендуемых КРХВ химических веществ в список Приложения III

КС-5 следует поддержать рекомендации КРХВ по включению в список Приложения III эндосульфана, хризотилового асбеста, алахлора, алдикарба и азинфос-метила. Включение всех этих известных опасных химических веществ в Приложение III будет способствовать обмену информацией, поможет странам укрепить свои национальные режимы обращения с химическими веществами и сократить наносимый ими вред для здоровья населения и для окружающей сред.

Роттердамская конвенция основывается на честном и прозрачном научном процессе, который осуществляется Комитетом по рассмотрению химических веществ (КРХВ). КРХВ играет критически важную роль в обеспечении того, что механизм рассмотрения Конвенции (в частности, Приложение II, в котором приводятся критерии для рассмотрения химических веществ - кандидатов на включение) применяется объективно и что основывается этот процесс рассмотрения на научных данных. Отказ поддержать рекомендации, подготовленные научным органом конвенции, может свидетельствовать о том, что Стороны не доверяют работе КРХВ. В таком случае конвенция не соответствует своему мандату.

Эндосульфан
Принятые на КС-5 Стокгольмской конвенции по стойким органическим загрязнителям решения привели к включению эндосульфана в Приложение A (вещества, подлежащие ликвидации). Это решение подтверждает, что эндосульфан является СОЗ и требует действий по ликвидации в глобальном масштабе в связи с его воздействием на здоровье человека и на окружающую среду. Включение эндосульфана в Приложение III к Роттердамской конвенции дало бы правительствам критически важную информацию, способствующую проведению мер для предотвращения импорта опасных химических вещества в свои страны.

Хризотиловый асбест


Известно, что асбест ежегодно приводит к смерти более 100 тыс. человек.
Как говорит Линда Райнштайн, вдова одной из жертв асбеста: “Каждая потерянная из-за асбеста жизнь - это разрушенная семья. Человеческая цена применения асбеста слишком высока. Мой муж в конечном итоге жизнью заплатил за свою работу. Я постоянно тоскую по Алану, а наша дочь никогда не сможет станцевать на своей свадьбе с любимым отцом. Печальная правда состоит в том, что это происходит ежегодно с тысячами людей”.

КРХВ рекомендовал включить хризотиловый асбест в Приложение III к Роттердамской конвенции на КС-3, а затем и на КС-4, поскольку он соответствует всем критериям для включения в этот список. Против его включения возражали только лишь несколько стран, которые высказались в пользу сохранения и поддержки финансовых интересов, связанных с этим веществом, игнорируя интересы защиты здоровья населения, в частности, таких уязвимых групп как рабочие, потребители и члены их семей. Такой исход переговоров не отвечает целям Роттердамской конвенции. Включение хризотилового асбеста в Приложение III, а соответственно и его формальное утверждение конвенцией поможет странам защитить своих граждан от одного из высокоопасных веществ.

Алахлор, алдикарб, азинфос-метил
Алахлор - это гербицид, который может вызывать такие опасные заболевания как лейкемия, множественная миелома, опухоли толстой и прямой кишки. Алдикарб - это многофункциональный пестицид, который может быть связан с различными формами рака. Азинфос-метил - это инсектицид широкого спектра действия.
 
КС-5 следует:
● Утвердить включение эндосульфана, хризотилового асбеста, алахлора, алдикарба и азинфос-метила в Приложение III к конвенции, в соответствии с рекомендациями КРХВ. Эти химические вещества отвечают всем критериям - они крайне опасны для здоровья человека и для окружающей среды, их выводят из оборота или уже запретили более чем в двух регионах. Эндосульфан был запрещен на глобальном уровне на КС-5 Стокгольмской конвенции.


Несоблюдение

Соблюдение - это фундаментальный и критически важный элемент для укрепления реализации Роттердамской конвенции и для достижения ее целей. Пока не существует функционирующего механизма контроля соблюдения конвенции, ни одну из ее Сторон нельзя заставить выполнять положения конвенции. Статья 17 конвенции требует от КС разработать систему контроля соблюдения "насколько это практически возможно скорее". Комитету контроля соблюдения, который был создан на КС-3, следует найти решения для остающихся нерешенных вопросов, таких как процесс принятия решений, механизмы введения в действие и санкции.

Роттердамской конвенции следует незамедлительно принять эффективные механизмы для контроля соблюдения, как в случае ВТО (Всемирная торговая организация): по меньшей мере, на торговлю химическими веществами должны распространяться те же инструменты контроля, что и на торговлю вообще. Кроме того, это стало бы стимулом для реализации положений конвенции ее сторонами.

КС-5 следует:
● Утвердить процедуры и институциональные механизмы для определения несоблюдения и для принятия соответствующих мер, чтобы обеспечить должную реализацию положений конвенции.


Техническая и финансовая помощь
Для достижения целей конвенции развивающимся странам и странам с переходной экономикой требуется техническая и финансовая помощь. Хотя многие страны сталкиваются с экономическими проблемами, потребность в финансовой и технической помощи никуда не исчезнет.

КС-5 следует:
● Поощрять страны ко включению должного обращения с химическими веществами в свои национальные планы и программы развития, чтобы помочь повысить приоритетность обращения с химическими веществами и привлечь внимание стран-доноров и частного сектора к его значимости;
● Рекомендовать странам привлекать организации гражданского общества к деятельности, направленной на повышение уровня информированности об опасных пестицидах и химических веществах, а также к применению практических решений на национальном уровне.
● Рекомендовать странам проводить образовательные мероприятия и подготовку кадров с Секретариатом ПОС, чтобы привлечь внимание к позитивному эффекту от понимания ПОС и от его применения для разрешения проблемы пестицидов и опасных химических веществ.
● Рекомендовать странам-донорам продолжать и расширять финансирование технической и финансовой помощи для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, и
● Рекомендовать ГЭФ (Глобальному экологическому фонду) вернуться к своей предшествующей практике и разрешить выполнение среднемасштабных проектов ГЭФ неправительственными организациями, которые обладают необходимым потенциалом.

Синергизм

До настоящего времени принимаемые по вопросам синергизма решения были главным образом связаны с административными аспектами - с улучшением координации действий и сотрудничества между тремя конвенциями по химическим веществам и отходам (Базельской, Стокгольмской и Роттердамской). Гражданское общество дополнительно отмечает, что уникальные для каждой из этих трех конвенций цели и элементы не следует приносить в жертву цели достижения синергизма конвенций.

Кроме того, успех инициативы по достижению синергизма зависит также и от вовлечения гражданского общества - это касается как охвата вопросов химической безопасности трех конвенций, так и повышения уровня информированности общественности и работы с общественностью. Процесс достижения синергичности должен подвергаться критической оценке с точки зрения успешности и эффективности общей системы подготовки, разработки и распространения информационных и просветительских материалов.

КС-5 следует:
● Обеспечить, что уникальные для каждой из трех конвенций элементы и цели не приносятся в жертву цели достижения синергизма этих конвенций.
● Обеспечить эффективное вовлечение гражданского общества во все аспекты продвижения синергизма трех конвенций, в частности, в деятельность по повышению уровня информированности общественности и в работу с общественностью по всем трем конвенциям.

____________________________________

ROCA (Альянс Роттердамской конвенции) - это коалиция организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды, труда и здоровья человека из различных стран мира, которая работает над продвижением полномасштабной и эффективной реализации Роттердамской конвенции.

Видение ROCA - это мир, в котором люди защищены от опасных химических веществ и имеют доступ к надежной научной информации, мир, в котором торговля опасными химическими веществами осуществляется исключительно на основе предварительного обоснованного согласия.

Данный позиционный документ ROCA подготовили и редактировали Александра Кейтербоу, Кетлин Рафф, Ольга Сперанская, Фе де Леон, Эммануель Одджам-Акуматей, Мадхумита Дутта, Лори Кахан-Аллен, Карл Туппер, Жулейка Нич, Элизабет Руффинегро, Наташа Доковска, Владимир Коротенко, Наджва Бурави, Чела Васкес и Саша Габизон из различных организаций-членов ROCA, включая:

• ABREA – Brazilian Association of People Exposed to Asbestos.
• БИОМ, Кыргызстан
• Canadian Environmental Law Association CELA
• Corporate Accountability Desk of The Other Media, India
• «Эко-Согласие», Россия
• Ecological Restorations Ghana
• International Ban Asbestos Secretariat
• International Labor Rights Forum
• International POPs Elimination Network IPEN
• Pesticide Action Network
• Rede Virtual-Cidadã Pelo Banimento do Amianto para a América Latina
• Right on Canada
• Thana, Индия
• WECF - Women in Europe for a Common Future / Women International for a Common Future

Контакты:

Ольга Сперанская,
Сопредседатель Международной сети по ликвидации СОЗ (IPEN)
Директор программы “Эко-Согласия” по химической безопасности
speransk2004@mail.ru
www.ipen.org
www.ecoaccord.org

Кетлин Рафф
Ведущий консультант по правам человека
Right on Canada / Rideau Institute
kruff@bulkley.net
www.rightoncanada.ca/

Александра Кейтербоу
Координатор международных программ по химическим веществам и здоровью/ROCA
WECF - Women in Europe for a Common Future
alexandra.caterbow@wecf.eu
www.wecf.eu

 

Все новости