left.gif (1347 bytes)

Изменение климата
и энергетика

возврат к содержанию

Материалы семинара "ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И ЭНЕРГЕТИКА:

потенциал России в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии"
  

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ:
МЕХАНИЗМЫ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ
О. Плужников, Министерство энергетики Российской Федерации

По данным Второго Национального сообщения Российской Федерации, на долю сжигания ископаемого топлива приходится 98,6% антропогенных выбросов углекислого газа. С учетом того, что на долю самого СО2 приходится 77% суммарной эквивалентной эмиссии всех газов, становится очевидным, что в обозримой перспективе именно развитием энергетического сектора России будет определяться степень выполнения Российской Федерацией обязательств по ограничению выбросов парниковых газов.

По оценкам Министерства энергетики, за период с 1990 по 2000 г. падение выбросов СО2 энергетическим сектором России составило примерно 33%, при этом в последние 2 года наблюдается незначительный рост объема выбросов, главным образом, за счет роста внутреннего потребления угля (7,6%), нефти и нефтепродуктов (8,3%).

В Российской Федерации энергетическая политика будет определяться Энергетической стратегией, одобренной Правительством в ноябре 2000 года.

Согласно Стратегии в России планируется 5-6% экономического роста в год. Таким образом, до 2020 года ВВП в стране возрастет в 3 раза. Для энергетического обеспечения такого роста потребуется решить следующие задачи:

  • обеспечить рост энергоэффективности экономики на 4-5-% в год (трехкратный рост ВВП не может сопровождаться соответствующим ростом энергопотребления);

  • обеспечить рост производства первичных энергоресурсов (нефть, газ, уголь) и использования нетрадиционных источников энергии. Этот рост должен обеспечить не только прирост внутренних потребностей энергоресурсов, но и сохранить существующий экспорт энергоресурсов. Если прирост внутреннего потребления можно компенсировать за счет энергоэффективности, то рост экспорта должен быть в течение всей рассматриваемой перспективы.

Механизмы Киотского протокола – важный инструмент привлечения инвестиций прежде всего в повышение энергоэффективности. Мы готовы предложить различные проекты по повышению энергоэффективности. Именно этой области отдается предпочтение во время диалога со странами ЕС.

Кроме того, Россия будет наращивать производство природного газа. Это самый чистый вид топлива, и потребности в нем будут только расти. В России достаточно ресурсов этого вида топлива. Мы планируем привлекать инвестиции в его добычу и экспорт.

Согласно Энергетической стратегии на период до 2020 года, Россия ни в одном из рассматриваемых сценариев в период действия обязательств не превысит уровня выбросов 1990 года. Даже при благоприятном сценарии развития экономики объем выбросов СО2 энергетическим сектором России в 2010 году составит лишь 80% от уровня базового 1990 года, приблизившись к уровню 95% лишь к 2020 году. Благоприятный сценарий предполагает не только 5-ти – 6-ти процентный рост экономики, но и максимальное использование имеющегося в стране потенциала энергосбережения, составляющего, грубо, до 1/3 всего объема потребляемых в стране энергоресурсов.

Таблица 1. Динамика выбросов СО2 энергетическим сектором России (Энергетическая стратегия-2020)

 

1990

2000

2005

2010

2015

2020

Выбросы СО2, млн.т
Благоприятный сценарий

2 326

1 610

1 750

1 870

2 000

2 200

Выбросы СО2, млн.т.
Пониженный сценарий

2 326

1 610

1 700

1 750

1 800

1 840

По оценкам Минэнерго России, интенсивная реализация организационных и технологических энергосберегающих мер позволит сократить энергопотребления на 360 – 430 млн. т условного топлива (у.т.) в год. Около трети потенциала энергосбережения сосредоточена в отраслях ТЭК, другая треть – в остальных отраслях промышленности и в строительстве, свыше четверти – в коммунально-бытовом секторе, 6-7% - на транспорте и 3% - в сельском хозяйстве.

Энергетическая стратегия России исходит из того, что до 20% потенциала энергосбережения, что эквивалентно 70 – 85 млн. т у. т. в год, можно реализовать при затратах до $15 за т у. т. уже при действующих в стране ценах на топливно-энергетические ресурсы.

На наиболее дорогие мероприятия стоимостью свыше $60 за т у.т., приходится лишь около 15% потенциала энергосбережения. Реализация же оставшихся двух третей потенциала энергосбережения требует хоть и достаточно крупных целевых инвестиций, но все же на 10-30% уступающих капиталовложениям на соответствующие объемы развития производственной базы ТЭК.

Реализация столь высокого потенциала энергосбережения предполагает создание необходимых хозяйственных и экономических условий энергосбережения, к важнейшим из которых относятся изменения в структуре ценообразования в отраслях энергетического сектора России.

Для интенсификации энергосбережения Энергетическая стратегия намечает относительно быстрый выход внутренних цен на энергоресурсы на уровень, обеспечивающий полное самофинансирование (включая предстоящие инвестиции) топлива и энергии с последующим их приближением к равновесию с ценами мирового рынка.

К экономическим и хозяйственным стимулам энергосбережения относятся также освобождение от налога на прибыль инвестиций, направленных на повышение эффективности использования энергии, льготная налоговая и кредитная политика, введение системы материального поощрения и др.

В рамках формирования системы правовых и административных мер, стимулирующих эффективное использование энергии, Энергетической стратегией России предусматривается также реализация следующих мероприятий:

  • ужесточение норм, правил и регламентов расходования топливно-энергетических ресурсов;
  • совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;
  • проведение регулярного энергетического аудита предприятий, в первую очередь энергоемких и т.д.

Вероятность развития энергетического сектора России по такому сценарию вполне реальна, однако, на практике труднопреодолимой может оказаться проблема поиска столь значительного объема финансирования, необходимого для реализации энергосберегающих проектов. Объем необходимого финансирования оценивается в миллиарды американских долларов, причем, по оценкам Минэнерго России, государственная финансовая поддержка будет составлять не более 3-4% от общей суммы.

В этой связи для нас чрезвычайную актуальность приобретают вопросы поиска внешних финансовых ресурсов, направляемых в энергосберегающие проекты. К их числу относятся финансовые средства, генерация которых возможна в рамках реализации так называемых Киотских механизмов – «совместного осуществления» (статья 6 Киотского протокола) и торговля квотами на выбросы (статья 17).

Как показывают расчеты, только в энергетическом секторе Россия располагает более 2 млрд. единиц СО2 эквивалента, которые могут при определенных условиях быть переданы иностранным инвесторам. Принципиально важным здесь является то, что этот объем, в соответствии с прогнозами Энергетической стратегии, может быть передан без какого-либо ущерба для дальнейшего роста экономики. В то же время, на наш взгляд, поступающие в страну на условиях передачи единиц выбросов финансовые ресурсы должны использоваться только в направлении энергоэффективности, что будет являться дополнительной гарантией выполнения страной международных обязательств по выбросам. Министерство поддерживало и будет поддерживать усилия по максимально раннему вводу в действие Киотских механизмов в России, однако, до настоящего момента соответствующей инфраструктуры в России не создано, увы, даже в рамках пилотных проектов.

Несмотря на то, что на международном, переговорном уровне правила реализации совместных проектов еще не определены, а Киотский протокол еще не вступил в силу, в Минэнерго и в другие организации уже сегодня обращаются инвесторы из Швеции, Норвегии, Голландии, Дании, Германии, других стран с целью оказания организационной поддержки в реализации небольших, пилотных энергоэффективных проектов в России, связанных с возможной в дальнейшем передачей сокращенных единиц выбросов. При этом зачастую риски по проектам готовы нести сами инвесторы.

К сожалению, приходится констатировать, что мы явно отстали: отсутствие регламентированной и прозрачной системы реализации совместных проектов в России сдерживает процесс их реализации. Увы, сегодня никто в России не сможет ответить на следующие вопросы, определяющие возможность реализации совместных проектов: как реально функционирует схема реализации проектов в рамках деятельности по Киотскому протоколу? Каковы приоритеты проектной деятельности? Как работают или будут работать системы одобрения, верификации и сертификации проектов?

Очевидно, проектная деятельность в рамках механизмов Киотского протокола предполагает решение, в первую очередь, экономических и энергетических задач, то есть требует привлечения широкого числа экспертов - Минэнерго РФ, Минэкономразвития, Министерства природных ресурсов, Росгидромета, НПО. Эксперты перечисленных организаций могут способствовать созданию в России необходимой инфраструктуры.

 

Центр "Эко-Согласие"     Для контактов:  Москва, 129090, а\я 43     tel: 7-095-924-62-40    fax:7-095-925-92-82     e-mail: accord@leadnet.ru